Системы мониторинга и контроля параметров электросети предприятия
Содержание:
Система мониторинга зданий: функции и возможности
Технический мониторинг объектов представляет собой оперативный сбор информации с датчиков и значений приборов учета. Он позволяет иметь актуальные сведения, которые обрабатываются, систематизируются, оцениваются и анализируются цифровым способом, визуально представляются для использования, а затем хранятся в архивах необходимое количество времени и могут быть полезны для составления статистической отчетности.
Автоматическая система мониторинга технического состояния инженерных объектов и агрегатов, благодаря применению современных программных средств, удешевляет процесс контроля за эксплуатацией действующих электросетей, тепловых коммуникаций, трубопроводов для водоснабжения, вентиляции в домах. Мониторинг состояния объектов осуществляется централизованно и дистанционно с использованием способа диспетчеризации.
Цифровые или аналоговые сигналы контрольных и измерительных приборов преобразуются, направляются с помощью ретрансляторов по каналам связи к серверам, а затем к диспетчерским пультам и автоматизированным рабочим местам, заносятся в информационные базы и отображаются в визуальном виде. Данные поступают в реальном времени одновременно от многих наблюдаемых объектов.
На основе этих данных выявляются на ранних стадиях любые неблагоприятные и дестабилизирующие факторы, нарушающие правильную работоспособность инженерно-технических систем, и тревожные события. Анализируются причины, приведшие к их возникновению, делаются прогнозы о последствиях их влияния на функционирование инженерных систем и разрабатываются рекомендации по минимизации вреда и предотвращению возникновения аварий. Кроме того, системы мониторинга сооружений дают возможность осуществлять удаленное управление наблюдаемыми объектами.
Также они позволяют контролировать расход ресурсов пользователями, вести прозрачный и понятный учет различных параметров потребления, оформлять счета, отслеживать задолженности за воду, электричество, тепло и газ.
Методика мониторинга
Параметры, которые влияют на состояния несущих конструкций и объекта в целом:
- Нагрузка, в том числе сейсмические воздействия и ветровая нагрузка (при превышении допустимой нагрузки здание может разрушиться).
- Появление трещин.
- Нарушение взаимосвязи между элементами.
Мониторинг несущих конструкций зданий и сооружений выполняется в соответствии с Методикой мониторинга, которая разрабатывается до начала строительных работ (этот документ основывается на отчете о научно-исследовательской работе (НИР)).
Программа мониторинга содержит:
- определенный проектировщиком перечень особо ответственных конструкций и узлов;
- параметры, подлежащие контролю, и их расчетныезначения;
- перечень состава работ;
- выбор системы наблюдений;
- методы и объемы контрольных операций;
- необходимое оснащение.
Проектная документация «Подсистема мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений» (СМИК) разрабатывается в составе:
- книга 3.1 «Методика мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, сооружений инженерной защиты, опасных природных процессов и явлений»;
- книга 3.2 «Инженерно-технические решения по мониторингу состояния оснований, строительных конструкций, сооружений инженерной защиты, опасных природных процессов и явлений».
До разработки проектной документации важно провести качественное предпроектное обследование объекта, результатом которого является концепция на создание СМИК. На этапе проектной документации разрабатывается и согласовывается ТЗ на проектирование СМИК, после чего выпускается проект
Можно сказать, что самая сложная и ответственная составляющая в данном разделе — это научная составляющая, в результате использования которой разрабатывается Методика мониторинга.
Система мониторинга зданий и сооружений должна быть максимально понятной дежурному диспетчеру для оперативного принятия решений. По этой причине мы считаем, СМИК должна быть сигнальной системой. В настоящее время многие разработчики злоупотребляют желанием добавить максимальное количество технических новшеств, зачастую избыточных и не всегда целесообразных, что приводит к удорожанию проекта. Мы же придерживаемся политики использования рациональных средств измерений для конкретного объекта. В состав технических средств могут входить инклинометры — датчики угла наклона, акселерометры, различного типа уровнемеры, трещиномеры и тензодатчики.
Мониторинг
Через okerr мы следим за размерами логов на всех серверах. Вдумчиво читать глазами каждую строчку лога — конечно, невозможно, но вот просто слежение за скоростью роста — уже многое дает. Через это мы обнаруживали и рассылку спама и брутфорс перебор паролей, и когда какие-то из приложений «сходят с ума», у них что-то не получается и они повторяют снова и снова (каждый раз добавляя пару строчек в лог).
Мы следим за сроком истечения всех наших доменов. А все наши почтовые сервера, которые отсылают почту — еще и проверяются по 50+ различным блеклистам. (И иногда попадают в них). Кстати, знаете ли вы, что почтовые сервера google тоже в блеклистах? Просто для самотестирования мы добавили mail-wr1-f54.google.com к отслеживаемым серверам, и он таки в блеклисте SORBS! (Это к вопросу о ценности «антиспамеров»)
Бэкапы — выше я уже написал, как просто за ними следить с okerr. Но мы следим и за свежими бэкапами на нашем сервер, и (с помощью отдельной утилитки, которая использует okerr) — за бэкапами, которые мы заливаем на Amazon Glacier. И, да — периодически проблемы случаются. Не зря следили.
Мы используем индикатор эскалации. По нему видно, если какая-то проблема не исправлена долгое время. И я сам, когда решаю какие-то задачи, иногда могу забыть о них. Эскалация — хорошая напоминалочка, даже если сам за собой следишь.
В целом, я считаю, что качество нашей работы повысилось на порядок. Даунтайма почти нет (ну или клиент не успевает его заметить. Только тссс!), при этом объем работы стал меньше а условия работы — спокойнее. Мы перешли от авральной работы с латанием пробоин скотчем к спокойной и размеренной работе, когда многие проблемы предсказываются заранее и есть время, чтобы их предотвратить. Даже свершившиеся проблемы — тоже исправлять стало проще: во-первых, мы о них узнаем до того, как клиенты устраивают панику, во-вторых, часто бывает так, проблема связана с недавней работой (пока делал одно, поломал другое) — поэтому по горячим следам с ней проще разобраться.
Что такое мониторинг госзакупок
Мониторинг закупок представляет собой систематическое наблюдение, регистрацию параметров закупочной деятельности всех участников контрактной системы, подведение итогов и предложение мер по совершенствованию процесса осуществления заказов, проводимых в рамках 44-ФЗ.
Правила проведения мониторинга утверждены Постановлением от 03.11.2015 № 1193.
Ст. 97 44-ФЗ указывает на то, что мониторинг закупок осуществляется в целях:
- Оценки степени достижения целей госзакупок, согласно ст.
13.
- Оценки обоснованности госзакупок, согласно ст. 18.
- Совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В процессе оценки достижения целей проверяется: реализованы ли мероприятия, предусмотренные документами стратегического и программно-целевого планирования, исполнены ли международные обязательства РФ, выполнены ли полномочия государственных, муниципальных органов и органов субъектов РФ.
Оценка обоснованности выражается в правильности определения следующих параметров: объект, размер НМЦК, способ определения поставщика.
Порядок проведения
Органом, осуществляющим мониторинг тендеров и закупок, является федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы (Постановление от 26.08.2013 № 728 — Минфин, ранее — Минэкономразвития).
Минфин должен формировать аналитические отчеты за каждый квартал (публикация в Единой информационной системе (далее — ЕИС) до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за последний квартал отчетного года — до 1 марта года, следующего за отчетным годом).
А также сводный аналитический отчет. Он публикуется в ЕИС до 30 апреля года, следующего за отчетным.
На сайте ЕИС можно ознакомиться с отчетами предыдущих периодов.
Исполнительные органы субъектов РФ, а также местные администрации также вправе проводить анализ закупочной деятельности на соответствующем уровне, согласно изданным данными органами актами.
Сводный аналитический отчет
В связи с тем, что одной из целей мониторинга закупок является оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассмотрим подробнее содержание и требования к порядку составления сводного отчета, являющегося документом-индикатором основных показателей закупочной деятельности и изменений контрактной системы.
Используя информацию, содержащуюся в ЕИС, обращаясь в Счетную палату, контрольно-счетные органы, ФАС, а также привлекая иных лиц, Минфин должен подготовить отчет, содержащий в том числе следующую информацию:
- о количестве размещенных извещений об осуществлении закупок, суммарном значении НМЦК, в том числе мониторинг централизованных закупок;
- о количестве состоявшихся и несостоявшихся процедур;
- о количестве и общей стоимости контрактов;
- об исполнении контрактов, в том числе об оплате и начислении неустоек;
- о ведении реестра недобросовестных поставщиков;
- о ведении реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок;
- о количестве банковских гарантий и общей денежной сумме, указанной в них;
- о результатах осуществления контроля;
- о функционировании ЕИС.
Проект сводного отчета разрабатывается до 15 марта года, следующего за отчетным. До 15 апреля он подлежит согласованию с ФАС и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. А до 30 апреля он предоставляется на рассмотрение в Правительство.
Наблюдение за стационарными объектами
К стационарным объектам относятся промышленные объекты, а также здания и сооружения иного назначения. На таких объектах система онлайн мониторинга объектов в режиме реального времени обеспечивает комплексную оценку ситуации и передачу данных по каналам GSM на центральный пульт наблюдения. При этом сам пульт может находиться на значительном расстоянии от охраняемого объекта или объектов.
Особенно это важно, когда протяженность предприятия велика. Кроме того, установка централизованной системы наблюдения позволяет сократить количество контролеров и охранников, что экономически выгодно, к тому же система наблюдения работает круглосуточно и не нуждается в особом постоянном обслуживании
Система онлайн мониторинга стационарных объектов может включать в себя несколько подсистем со следующими функциями:
- отслеживание людей и транспорта, допускаемых на объект, фиксация времени прихода и ухода сотрудников (СКУД);
- контроль работы технологического оборудования, анализ степени его загруженности;
- противопожарная охрана объекта, состоящая из датчиков дыма и огня, а также реагирующая на утечку газа;
- видеонаблюдение (камеры).
Участники системы
Система мониторинга ЧС включает в себя группу компетентных учреждений и органов власти, в чьи функции входит слежение за состоянием окружающей природной среды и техногенной сферы. В их числе: Росгидромет, МЧС, Госстрой, Минобороны, РАН, Минприроды, надзорные службы, отделы технического контроля и промышленной безопасности на предприятиях. Они осуществляют свою деятельность на федеральном и местном уровнях. Благодаря этому обеспечивается уменьшение рисков возникновения любых катастроф и защита от них населения страны.
Задачи и функции, которые выполняет система мониторинга и прогнозирования ЧС:
- Экологическое наблюдение. Оценка состояния окружающей природной среды (атмосферы, водоемов, почвы).
- Мониторинг техногенных систем, надзор за состоянием потенциально опасных объектов (атомных станций и турбин, магистральных трубопроводов и т.д.), протеканием техногенных процессов на них и прогнозирование аварийности.
- Сбор и анализ информации о потенциальных источниках опасности (землетрясений, извержений вулканов, ураганов, пожаров, наводнений, аномальных изменений в природе, эпидемий, аварий и взрывов на технических объектах, вредных и ядовитых выбросов на производствах, обрушений зданий, транспортных катастроф, терактов и войн).
- Вывод на основе изучения этой информации научных заключений, описание закономерностей и причин возникновения ЧС.
- Формирование информационного банка сведений об источниках угроз возникновения чрезвычайных ситуаций.
- Проведение точных лабораторных микробиологических, химических, радиологических исследований.
- Обнаружение потенциальных источников катастроф, оценка степени вероятности их возникновения. Прогнозирование создания чрезвычайных ситуаций, их характера и размера, сценариев развития.
- Создание алгоритмов действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
- Принятие и координация мер (в том числе, экстренных) по их предотвращению и сдерживанию, по оповещению, эвакуации и обеспечению безопасности гражданского населения, снижению разрушительной силы, минимизации и устранению последствий (краткосрочных и длительных), восстановлению нормальной жизнедеятельности людей.
- Прогнозирование последствий и ущерба от воздействия опасных факторов на окружающую среду, жизнедеятельность населения, возможные материальные потери.
- Создание информационных и обменно-коммуникационных систем для обеспечения деятельности по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
- Составление планов и целевых программ, на основе которых действует система мониторинга и прогнозирования ЧС.
- Создание и актуализация законодательно-нормативной базы своей деятельности.
Действенная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций – залог надежной охраны и безопасности жизни людей, сохранения экологии природы, экономической стабильности и мирной обстановки среди населения.
Компания СМИС Эксперт разрабатывает системы мониторинга инженерных конструкций (СМИК), которые способны служить одним из средств предотвращения чрезвычайных ситуаций. Это оборудование при помощи специальных датчиков позволяет осуществлять постоянный и длительный контроль состояния любых строительных конструкций (высотных зданий, мостов, канатных дорог, автодорожных туннелей и других). В случае возникновения в них напряженно-деформационных состояний, которые могут привести к обрушению, система своевременно сигнализирует об этом на диспетчерский пульт. Это позволяет оперативно и вовремя предотвратить опасность и избежать любых критических ситуаций.
Правила и порядок проведения мониторинга
Мониторинг в сфере государственных закупок – это специальное исследование, которое носит систематический характер и направлено на то, чтобы установить правильность реализации основных принципов сформированного законодательства, направленного на совершенствование контрактной системы, функционирующей на территории Российской Федерации.
Проведение мониторинга необходимо для того, чтобы в полном объеме составлять картину по итогам всех реализованных мероприятий наблюдения, которые предназначены для получения итоговой картины реализации правил и принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в действующем законодательстве.
Основное регулирование проводимого процесса мониторинга осуществляется на основании положений статьи 97 Федерального закона «О контрактной системе». Именно эта статья формирует основные цели, для которых и проводятся мероприятия, предусмотренные такими комплексными аналитическими действиями.
В соответствии с положениями действующего законодательства, в частности, на основании Постановления Правительства Российской Федерации №728, принятого 26 августа 2013 года, проведение мониторинга всей ситуации, которая складывается в сфере государственных и муниципальных закупок, полностью ложится на плечи Министерства экономического развития Российской Федерации.
При проведении мониторинга производится проверка того, каким образом осуществляются закупки, начиная от составления планов-графиков и планов закупок и до момента их полной реализации путем проведения всех необходимых закупочных мероприятий.
Для того чтобы результаты проводимых мероприятий могли считаться объективными и отражающими реальную картину, мониторинг должен осуществляться следующим образом:
- на первом этапе проведения мониторинга необходимо сформировать план предстоящих действий для того, чтобы максимально полно охватить все показатели, которые должны быть проанализированы в ходе формирования результатов конкретного исследования;
- на основании предоставленных ранее отчетов от государственных и муниципальных заказчиков, а также приравненных к ним юридических лиц, проводится формирование единой базы для проведения исследования;
- в качестве базы для проводимого исследования берутся сведения, сформулированные за год, предшествующий году проведения мониторинга;
- анализ всех взятых за основу исследований проводится уполномоченными сотрудниками того подразделения Минэкономразвития, на которое возложены непосредственные обязанности в части контроля за реализацией действующего законодательства в сфере закупок;
- итоговый сводный отчет, составленный на основании результатов мониторинга, должен быть подготовлен и представлен для ознакомления руководителем подразделения до 30 апреля года, который следует за отчетным.
Так как подготовка итогового сводного отчета происходит на основании сведений, полученных за год, в его основу ложатся не только все показатели, полученные в течение года, но и сформированные ежеквартальные отчеты по итогам промежуточного мониторинга.
Все необходимые показатели для проведения мониторинга уполномоченные сотрудники берут из Единой информационной системы как в виде самостоятельных данных, так и в виде итоговых сводных отчетов.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовая база, в соответствии с которой реализуются нами проекты по СМИС:
- ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования.
- ГОСТ Р 22.1.13-2013 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к порядку создания и эксплуатации.
- ГОСТ Р 22.1.14-2013 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы информационно-вычислительные cтруктурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Технические требования. Методы испытаний.
- ГОСТ Р 22.1.15-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Классификация. Общие технические требования.